cand_orel wrote in music_in_head

Category:

ВИА. Добры молодцы

Основу ансамбля «Добры молодцы» составили участники ленинградской бит-группы «Авангард», основанной в 1963 году в Ленинграде, начавшей постоянные выступления в 1965 году.

Рассказывает Александр Сергеевич Петренко – основатель бит-группы «Авангард» (1963 – 1966 годы), далее «Добры молодцы», профессиональный музыкант, аранжировщик, композитор, педагог.

Основой ВИА «Авангард» стала бит-группа «Авангард». Образовали её в 1965 году (фактически с 1963 года, в 1965 появились профессиональные инструменты) четыре друга, жившие в соседних домах в районе Автово (Ленинград): Александр Петренко (19 лет) – соло гитара/вокал, Борис Самыгин (19 лет) – ритм гитара/вокал, Владимир Антипин (21 год) – бас гитара/вокал, Женя Маймистов (18 лет) – ударные/вокал.

Надо сказать, что мы уже добрых 10 лет увлекались джазом – записывали и слушали джазовую музыку, сами играли джаз на музыкальных инструментах (труба, тромбон, флейта, фортепьяно). С началом эпохи группы «The Beatles», и первого услышанного в 1963 году альбома «Please Please Me», увлеклись этой музыкой и начали осваивать новые инструменты: я – соло гитару, Борис – ритм гитару, Владимир – бас гитару, Евгений – ударные. Фактически получилась копия английского квартета.

С большим трудом доставали музыкальные инструменты. Басисту удалось даже достать такую же бас гитару как у Пол Маккартни - Hofner violin. Учились играть тоже самостоятельно, очень помогла предыдущая джазовая музыкальная основа. Не было абсолютно никаких учебников и самоучителей, ведь новая музыкальная эпоха, связанная с гитарной ансамблевой музыкой только начиналась. 

Обзаведясь инструментами, стали собирать и готовить звуковую аппаратуру. Помог приятель Борис Ажимов, разбиравшийся в радиоаппаратуре. Он занял место, как тогда говорили – радиста (по-современному звукорежиссёра), а также друзья – студенты из Ленинградского электротехнического института связи (ЛЭИС) им. М. А. Бонч-Бруевича.

В 1965 году я возвращаюсь из Донецка, куда уезжал работать к брату Игорю в профессиональный эстрадный коллектив «Донбасс зажигает огни». С этого момента начинаются активные занятия и репетиции основной программы бит-квартета. Наш репертуар полностью состоял из западной музыки: The Beatles, The Rolling Stones, The Hollies, Swinging Blue Jeans, The Dave Clark Five, The Tremelous, The Searchers, The Shadows и других. И уже скоро группа начала постоянно выступать на площадках кафе, в молодёжных клубах и институтах Ленинграда. После новогодних выступлений 1966 года к названию «Авангард» добавили и определяющие цифры наступившего года – 66 , и утвердили новое название группы «Авангард 66» .

Весной я предложил ребятам идти работать на профессиональную сцену, и заинтересовал этим брата и директора Донецкой облфилармонии А. Омельченко, где работал до этого. Начали активно готовить концертную программу, репетируя у меня дома. Через две недели из Донецка прилетели А. Омельченко и И. Петренко, и прямо в квартире состоялось прослушивание, за которым последовало приглашение на работу в Донецк. И впервые в СССР на афише официально появилась аббревиатура ВИА – Вокально-инструментальный ансамбль! С этой даты – 3 мая 1966 года, началась эпоха ВИА в СССР.

В Донецке с коллективом «Донбасс зажигает огни», которым руководил мой старший брат Игорь, мы сразу отправляемся на гастроли по Донбассу. Почти везде в шахтёрских городках – Горловка, Макеевка, Славянск, Краматорск, Артёмовск, Красноармейск, Харцызск и других, существовали добротные «Сталинские» дворцы культуры, где мы и выступаем. Публика непосредственная и живая всегда принимала нас хорошо, хотя такое явление на эстраде как ВИА в то время было новым. Через какое-то время мы возвращаемся в Донецк, и садимся на репетиционный период, меняя по настоянию администрации филармонии наше афишное название на «Юность». Директор нам в помощь специально из Москвы вызывает режиссёра. Приезжает интересный и весёлый человек, который ничего в нашем деле не понимает, но «ставит» нам некоторые номера. Только много позже в популярнейшем, ставшим любимым фильмом миллионов кинозрителей страны – «Приключения Неуловимых», мы узнаём нашего доброго старого знакомого Бориса Сичкина в великолепной роли Бубы Касторского.

Борис Сичкин и Инна Чурикова в Неуловимые мстители
Борис Сичкин и Инна Чурикова в Неуловимые мстители

Во время репетиционного периода мы пошли на концерт белорусского певца Виктора Вуячича. Здесь нам приглянулся и очень понравился органист из ансамбля (по-современному – клавишник), и после концерта мы пригласили его в гости. На следующий день он пришёл к нам в гостиницу, где и произошла наша первая обстоятельная встреча и серьезное знакомство с Юрой Антоновым. Много говорили, пели, строили планы, и пригласили его в наш коллектив. Юре идея понравилась, но он должен был закончить гастрольную поездку. В дальнейшем Юра Антонов влился в наш коллектив во время гастролей, когда мы находились с концертами в Куйбышеве (Самара). Думаю, что это событие явилось новой и важной ступенью, и дало Юре импульс и толчок в новое пространство его будущего творческого взлёта и славы.

Закончив репетиции, мы готовимся в продолжительную серьёзную поездку по стране до Москвы и обратно. Но здесь происходит новое неординарное событие – в Донецк на юбилейные торжества приезжает руководство страны во главе с Генеральным секретарём ЦК КПСС Леонидом Ильичём Брежневым и Председателем Совета министров Алексеем Николаевичем Косыгиным. Завершением их посещения был праздничный концерт на большой сцене Донецкого театра, в котором мы должны были участвовать.

После утренней репетиции, на переходе через улицу Артёма, я вежливо уступаю дорогу кортежу правительственных «Чаек», в одной из которых отчётливо вижу Леонида Ильича, внимательно рассматривающего белоснежный город Донецк и нас – горожан. 

Но гастроли всё же начались, и мы погрузились в работу. Репертуар «Юности» состоял из собственных песен, песен и инструментальных переложений музыки отечественных композиторов, и в малом количестве из западной музыки. Пропускаю определённый кусок поездки, и расскажу о событиях в Москве.

В Москве мы попадаем на популярную в то время молодёжную радиостанцию «Юность», и о нас выходит большая передача: ВИА «Юность» в гостях у «Юности» (помните о нашей смене рекламного названия по настоянию администрации Донецкой филармонии). Было большое интервью, и звучали наши песни. Затем мы по эстафете попадаем на ТВ, где нас снимают с двумя песнями «Летите голуби» и «Bus Stop» - новым хитом английской группы «The Hollies». 

И, пожалуй, самое значимое московское событие – выступление в ЦДРИ (Центральный Дом работников искусств). Мы выступили на каком-то собрании работников искусств в уютном зале с невысокой сценой. И после нашего выступления из зала неторопливо поднимается на сцену пожилой человек с блюдечком в руках. Когда его осветили сценические прожекторы, мы сразу узнали Леонида Осиповича Утёсова, которому был уже в то время 71 год, и разница между нами была более полувека. Он пожал каждому руку, сказал в наш адрес добрые слова, и, словно передавая музыкальную эстафету, вручил каждому синий значок (значки и были в блюдечке) принадлежности к ЦДРИ. Его я храню до сих пор.

Из Москвы мы движемся на юг, и после Херсона и Одессы заканчиваем гастроли в Крыму. Непродолжительная пауза после гастролей, во время которой мы торопимся съездить домой в Ленинград. Билетов на самолёт не достать, а времени свободного немного, и мы едем в Ленинград на… такси!  В итоге и дома побывали, и вернулись в Донецк вовремя. 

Следующая наша поездка в Сибирь: Омск, Новосибирск, Кемерово и Новокузнецк , Абакан, Кызыл, Красноярск, Ангарск, Иркутск, и далее Улан-Удэ, Чита и прочее. За это непростое, но интересное время гастролей мы успеваем репетировать и готовить новые песни. После возвращения в Донецк мы понимаем, что для нас уже тесны рамки коллектива «Донбасс зажигает огни». И 10 апреля 1967 года мы покидаем, ставшую нам уже родной Донецкую филармонию, и возвращаемся в Ленинград.

Репетируем и играем на танцах. И в один из дней к нам в репетиционный зал вбегает директор ДК и просит дать аппаратуру на концерт – местная аппаратура внезапно «сгорела». Мы откликаемся на просьбу, хватаем свои колонки, усилители, микрофоны, и тащим в концертный зал битком набитый народом. Быстро всё устанавливаем и подключаем. Для нас освобождают несколько мест, и мы усаживаемся, и на сцену выходит… Владимир Высоцкий. Только тут я заметил у сцены целый ряд магнитофонов с подключёнными микрофонами – почитатели записывали его выступление полностью. 

5 марта 1968 года мы садимся на репетиционный период и репетируем в ДК Моряков первую гастрольную программу. Именно здесь мы встречаем Севу Левенштейна, который играет в оркестре на теноре (Сева Новгородцев: кларнетист-саксофонист самоучка, эмигрировал за рубеж в ноябре 1975 года сначала в Австрию, а в 1977 перебрался в Англию – Лондон; с июня 1977 года ведущий музыкальной программы на Би-Би-Си). Программу принимают -  и снова гастроли в составе большого оркестра. Приятно было исполнять песню «Вот солдаты идут», для которой я сделал аранжировку на биг-бэнд, и чувствовать за спиной его мощное и живое дыхание.

Немного вернусь назад в весну 1967 года, когда мы ушли из Донецка. В Ленинград с нами приехал и Юра Антонов. Сначала он жил у радиста Бориса, а потом у барабанщика Жени. Мы решили поехать на Чёрное море, и, работая на танцах, активно готовить новую программу. Работаем вечерами на танцах для отдыхающих, репетируем и отдыхаем сами. Юра Антонов привёз с собой и дал мне в пользование электрогитару, и мы все счастливы и чётко представляем своё будущее. Здесь к нам в гости приезжают из пос. Новомихайловского (40 км от Туапсе) наши приятели Женя Броневицкий и Лёва Вильдавский. А вскоре и мы наносим им ответный визит, и едем в Новомихайловский, где они уже как «Поющие гитары» тоже работают на турбазе танцы и отдыхают. В это время Юра уже знает и наших приятелей, и «Поющие гитары». И вот в «один прекрасный день» утром мы не находим Юру Антонова – он исчез. А местный абориген рассказал нам, что он с вещами и гитарой уехал из Аше. Так мы расстались во второй раз с Юрой. 

Поющие гитары
Поющие гитары

Но вернёмся на гастроли с оркестром Иосифа Вайнштейна. Стабильное состояние и чёткие рамки большой концертной программы нас сковывают и не позволяют развиваться и двигаться вперёд.  Желание быть независимыми, не работать у кого-то, а существовать как значимая полностью самостоятельная группа, с чего мы собственно начинали, заставляет нас оставить прекрасный оркестр, который в дни нашего детства и юности был для нас кумиром, а такие его музыканты как Геннадий Гольштейн и Константин Носов - просто недосягаемыми величинами в мире отечественной джазовой музыки. 

1 сентября 1968 года мы уходим из оркестра, мы приняты на работу в Читинскую облфилармонию, я в качестве инструменталиста тромбониста-гитариста и вокалиста, и лидера нашей группы. Мы как ВИА «Авангард» (снова вернули своё исходное название) получили сольное отделение и красную строку, как говорили в то время, что и было отражено на афишах. Вся программа состояла из двух отделений, первое из которых было сборное. Из Донецка мы пригласили двух ведущих , молодых и очень ярких артистов, которые раскачивали и доводили публику до слёз от смеха. Из Ленинграда к нам приехали Валерий Милевский - великолепный джазовый музыкант, певец, пианист и виброфонист, украшавший ранее своими песнями выступления оркестра Иосифа Владимировича Вайнштейна, и Володя Кириллов - прекрасный тенор из питерской бит-группы «Грифы», с очень ярким высоким голосом, который закрыл все наши проблемы с верхними партиями в многоголосых песнях (порой в аккорде звучало пять голосов). 

Руководителем всей программы стал мой брат Игорь. Именно здесь мы начали подбирать для ансамбля новое более приемлемое имя. И наши парные конферансье Поляков и Остапенко предложили название «Добры молодцы», которое поначалу нас не вдохновило. Но со временем, по зрелому размышлению мы решили его принять, ведь в нашем репертуаре уже был объёмный и разнообразный блок русских народных песен.

Итак – название нашего ансамбля ВИА «Добры молодцы» с осени 1968 года на все времена своими корнями уходит в Читинскую землю, что за далёким озером Байкал, а сердце его родом из нашего родного Ленинграда. 

В 1970 году осенью коллектив оставляет мой брат и руководитель всей программы – Игорь Петренко. Уже давно используя в своих выступлениях духовые инструменты, мы решаем создать в ансамбле постоянную брасс группу, и приглашаем наших знакомых и друзей из Ленинграда. С такой духовой группой мы смогли делать аранжировки в самых передовых направлениях. А на гастрольных сейшенах с ансамблями, имеющими дудки, равных нам не было. 

После ухода Игоря Петренко становится вакантным место руководителя программы. Из нас никто не хочет брать дополнительную административную нагрузку на себя, и мы предлагаем её Севе, на что он соглашается. Всеволод всегда любил поговорить, был аккуратным и исполнительным, и вписался в административную должность руководителя очень хорошо. В Читинской филармонии у нас побывало несколько солистов певцов: Баадури Кипиани, Борис Суетников, Юрий Закатов, Лина Стачинская, Юлия Кулиговская, Светлана Плотникова и Юрий Антонов. С его песни «Песня о добрых молодцах» мы всегда начинали свою программу.

Но жизнь идёт, и в начале 1970 года мы узнаём о готовящемся в Москве Четвёртом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Мы давно созрели для участия в подобном мероприятии. Событий такого уровня не было в стране 12 лет с 1958 года. Показаться здесь означало для нас безусловный взлёт и известность на всю страну! Я это прекрасно понимал и предложил ребятам участвовать. Но наш администратор Григорий Яковлевич был на стороже – и не пустил нас в Москву. А именно там появились и засверкали впервые «Песняры», Лев Лещенко, Евгений Петросян и многие другие, а мы пролетели «как фанера над Парижем».

Я понял, что эта зависимость будет длиться до неизвестного предела, и решаю оставить ансамбль, у которого крадут его будущее. 1 января 1971 года я ухожу из ВИА «Добры молодцы». Ребята остаются, и всё же переходят в Росконцерт и работают от Москвы. Но и здесь у них настаёт свой предел, причиной которому становится всё та же административная зависимость и неурядицы в этих взаимоотношениях. Последний концерт, в котором принимают участие отцы-основатели ансамбля, состоялся 13 января 1975 года в московском Театре эстрады. После этой даты все ленинградцы покидают Москву, которая административным давлением оставляет у себя афишное название ВИА «Добры молодцы». Володя Антипин со товарищи не стали сопротивляться и бороться за своё исконное название, и с миром уезжают домой в Ленинград. А то, что осталось в Москве подхватывает Анатолий Иванович Кисилёв, и становится у штурвала уже московского ВИА «Добры Молодцы».

******************************************************************************

Начало 1970-х годов — период наивысшей популярности ВИА «Добры молодцы». Благодаря песням Ю. Антонова («О добрых молодцах», «Ещё вчера», «Кончается лето» и другие), сотрудничеству с Давидом Тухмановым («Галина», «Я еду к морю»), а также оригинальным обработкам русских народных песен, ансамбль постоянно собирал полные концертные залы и Дворцы спорта. 

«Добры молодцы» исполнили и записали одни из первых песен начинавшего тогда Вячеслава Добрынина. Как и через большинство ансамблей того времени, через ВИА «ДМ» прошло много музыкантов: В. Петровский («Цветы»), А. Лерман («Весёлые ребята»), Р. Власенко («Галактика»), В. Васильев («Цветы», «Круг», «Поющие гитары»), Алексей Глызин и другие. 

В программе ансамбля принимала участие фолк-певица Жанна Бичевская. К началу 1975 года вокруг Анатолия Киселёва, к тому времени руководившему «ДМ», начала собираться интересная, талантливая молодежь. В 1975 году с Александром Лерманом помолодевшие «Молодцы» спели «Сердце, моё сердце» в знаменитом альбоме Давида Тухманова «По волне моей памяти». 

В 1976 году  «Добры молодцы» записали серию песен Александра Флярковского на стихи А. Дидурова для художественного фильма «Розыгрыш». 

В конце семидесятых из ВИА Гамма, в ансамбль пришёл музыкант Андрей Костюченко (бас гитара, клавишные, аккордеон, гитара, вокал). Андрей Костюченко в ансамбле работает по сей день. Позднее «Добры молодцы», подобно большинству ВИА, гастролировали по стране, записали десяток пластинок с песнями советских композиторов, в 1982 году записали музыкальное сопровождение к новогоднему телефильму «Чародеи». 

В 1983 году Анатолий Киселёв пригласил в ВИА «Добры молодцы» Сергея Коваленко (бас-гитара, вокал) и Георгия Мещерякова (ритм-гитара, вокал). В 1989 году, после распада Росконцерта, ВИА ушли в творческий отпуск вплоть до начала 1994 года. В конце 1993 года Георгий Мещеряков, Сергей Коваленко и Андрей Кирисов встретились и решили возобновить деятельность легендарного коллектива втроём, приглашая на концерты музыкантов. В 1994 году они выступили на фестивале «Ялта — Москва транзит» с песней «Воскресенье». 

В 1994 году «Добры Молодцы» были единственным ВИА в нашей стране, выступавшим на концертных площадках.    Они были первыми, кто стал возрождать утерянный пласт нашей культуры, вернул народу его любимые песни, песни вокально-инструментальных ансамблей 70-х.     

Использована информация из источников:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8B_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D1%86%D1%8B

http://sssrviapesni.info/dobrymolodcy.html

http://www.via-dm.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=98&Itemid=58

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded