cand_orel wrote in music_in_head

ВИА. Советская Украина

ВИА "Эней" (http://sssrviapesni.info/eney.html)

Первое, что приходит на ум, когда вспоминаешь один из самых ярких музыкальных коллективов Украины конца 60-х - первой половины 70-х годов - «Эней был парубок моторный...» Это был действительно моторный биг-бит, щедро украшенный народным мелосом, с битловскими интонациями. Из легендарного состава "Энея" вышла целая плеяда мастеров, которых сейчас нет нужды специально представлять, потому что это Тарас Петриненко , Руслан Горобец, Кирилл Стеценко, Игорь Шабловский, Геннадий Татарченко. 

«Эней» имел стабильную репетиционную базу во Дворце пионеров и постоянно выступал на «огоньках» и различных вечеринках. Вскоре состав пополнился гитаристами Игорем Шабловским, Валерием Михайлюком и басистом Николаем Кирилиным. В 1970 году к группе присоединился Кирилл Стеценко как соло-гитарист. 

Чтобы понять, что такое «Эней», надо представить круг воздействий, которые формировали ментально-музыкальную ауру ансамбля. А источники вдохновения были максимально разнообразными: от музыки Баха, Грига, Хачатуряна - до украинского фольклора; от музыки «Битлз», «Лед Зеппелин», «Чикаго» - до польских «Червоных гитар», «Но То Цо», «Брекаут» и венгерской «Омеги». Все это музыкальное богатство синтезировалось совместными усилиями участников группы, каждый из которых позже реализовал себя в сольной деятельности. 

В середине 70-х пришло увлечение музыкой соул, фанк и джаз-роком. В 1971 году все участники ансамбля поступили в консерваторию. В том же году «Эней» стал одной из самых популярных групп тогдашней Украины. После нескольких выступлений на телевидении начался настоящий «листопад» (от украинского «лист» - «письмо») - сотни девушек присылали письма-признания, письма-просьбы ансамблю «Эней».

Однако в 1972 году, когда с должности первого секретаря ЦК КПУ устранили Петра Шелеста, на культуру повеяло холодом. Но, несмотря на это, «Эней» выжил. После ухода из ансамбля его лидера  Петриненко, который основал новый ВИА «Дзвоны», коллектив возглавил Кирилл Стеценко. 

В начале 1975 года «Эней» объединился с ВИА «Дзвоны» в новом ВИА «Візерунки шляхів» под руководством Владимира Ярлыкова и записали на «Мелодии» пластинку, которая в определенной степени отражала достижения «Энея» - песни «Калина», «Марійка була». Музыканты «Энея» (в последний раз они собирались под этим названием в 1977 году) прошли через ВИА «Чаривни гитары», «Красные маки» и окончательно расстались в 1984 году.

Самые известные песни ансамбля: «Еней», «Та й орав мужик край дороги», «Дорога», «Добрий вечір тобі, пане Господарю», «Хвалилася береза», «Сніги», «Сміються, плачуть солов’ї», «Ти знаєш, що ти людина?», «Мости», «Радіймо сонцю і життю» («Поки не впав…»), «Збережи», «Схід сонця» («Від серця мого і народу»), «Марійка булла», «Весна і ти», «Моя душа», «По садочку ходжу», «Пливе кача». 


«Смерічка» (с укр. — «ёлка») — украинский советский эстрадный вокально-инструментальный ансамбль, созданный в 1966 году выпускником Мукачевского музыкально-педагогического училища Львом Дутковским в Вижницком Доме культуры. Л. Дутковским была создана вокальная группа (бэк-вокал) в составе: Раиса Хотымская, Мария Наголюк, Стелла Фрунзе, Нина Цопа и биг-бит группа, в состав которой вошли Алексей Гончарук — вокал, гитара, Александр Шкляр — соло-гитара, саксофон, Юрий Шорин — барабаны, Виктор Музычко — бас-гитара, Валерий Бурмич и Леонид Сиренко — духовые инструменты, Л. Дутковский — клавиши, гитара, вокал. Первые солисты ансамбля «Смерічка»: Лидия Шевченко, Владимир Матвиевский в начале 1968 года, Мария Исак.

В конце 1968 года в ансамбле появился начинающий певец Василий Зинкевич, в 1969 — начал свои первые шаги в вокальной школе Л. Дутковского Назарий Яремчук. 

В апреле 1970 года ансамбль получил Диплом первой степени и Большую золотую медаль на республиканском фестивале-конкурсе самодеятельного искусства. «Мелодия» выпустила первую пластинку-миньон «Смерічки» с конкурсными песнями. В 1971 году «Смерічка» снимается в телефильме «Червона Рута». Солисты ансамбля играли там главные роли. 

В 1972 году «Смерічка» в Москве победила в телеконкурсе «Алло, мы ищем таланты!» с песней Л. Дутковского «Горянка». Ансамбль был награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета СССР и получил звание народного. В эти два года «Смерічка» приняла участие в телеконкурсах в Москве. В частности, «Песня-71» с песней В. Ивасюка «Червона рута» и «Песня−72» с песней В. Ивасюка «Водограй». 

1 апреля 1973 ансамбль «Смерічка» под управлением Л. Дутковского вместе с солистами Н. Яремчуком и В. Зинкевичем переходит на профессиональную сцену в Черновицкую филармонию. Успешные гастроли, аншлаги по всему Советскому Союзу. Однако после ухода из коллектива Зинкевича летом 1975 года, а в октябре — и Дутковского, в коллективе начался творческий упадок. 

В 1979 году филармония по просьбе Н. Яремчука реорганизует коллектив и снова приглашает главой ансамбля Льва Дутковского и оставляет в составе ансамбля только Назария Яремчука и Павла Дворского. 

ВИА «Смерічка» вновь привлёк зрителя концертной программой из новых песен Л. Дутковского, В. Морозова, П. Дворского, новаторской режиссурой Л. Дутковского, одним из первых в СССР свето-лазерным оформлением. К ансамблю «Смерічка» вновь вернулась всесоюзная известность, в этот период группа получила приз зрительских симпатий на фестивале «Братиславская лира» с песней Раймонда Паулса «Я тебя рисую», а также премию комсомола Украины имени Н. Островского. 

В 1983 году, после назначения Дутковского режиссёром-постановщиком филармонии, «Смерічку» возглавляет Назарий Яремчук. 

В 1984 году группа стала лауреатом Всесоюзного смотра-конкурса тематических программ, через год — дипломантом XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. 


ВИА "Чаривни гитары" (https://abrgen.ru/muzika/luchshie_otechest/charivni_gitari)

Этот ставший, легендарным ансамбль появился в 1973 году, его основателем был бас-гитарист Борис Волгин. В его первый состав преимущественно вошли бывшие музыканты ВИА «Голубые Гитары», ранее работавшие под руководством Игоря Яковлевича Гранова. Первыми участниками коллектива были: бас-гитара и руководитель коллектива Борис Волгин, гитара - Николай Сахаров, вокал и саксофон - Виктор Дегтярев, ударные - Леонард Арсланьян, вокалисты: Наталья Гура, Рафаэль Аюпов. В основе их репертуара первоначально были песни «Голубых гитар», позже появились и собственные произведения. Ансамбль практически сразу начал гастролировать по всей стране.

В 1975 году они записали на фирме «Мелодия» сразу два миньона, многие песни с этих пластинок, такие как «Ти за мене замiж вийди», «Любиш чи не любиш», стали настоящими шлягерами того времени. Дополнительный колорит этим миньоном придавало то, что все вошедшие в них песни были исполнены на украинском языке. Многие песни коллектива часто крутились на Всесоюзном украинском радио. 

В середине 70 –х годов состав ансамбля меняется, в него вошли бывшие участники популярной в то время группы «Эней», с их приходом в творчестве ансамбля произошли изменения, музыканты стали достаточно часто исполнять песни в стиле джаз – рок.

В новый состав входили: бас-гитара Николай Кириллин и Дмитрий Рыбак, труба Павел Жигун, вокал, флейта и саксофон Виктор Ильенко, вокал и клавишные Руслан Горобец, ударные Александр Аникин, а также вокалисты: Наталья Гура, Леонид Арсланьян, Олег Колесниченко, Тарас Петриненко. В 1978 году вышел третий миньон ансамбля, в него вошли такие песни как «Васильковое платье», «Снег» и другие произведения, а в 1980 году, практически перед стартом московской Олимпиады, появился их первый диск – гигант, куда вошли многие известные песни как советских, так и зарубежных авторов.

Однако вскоре после этого, коллектив распался, многие музыканты перешли в ВИА «Красные Маки», а также в рок – группу «Карнавал». К юбилею ансамбля был выпущен диск с их лучшими песнями. Этот коллектив занял почетное место среди других советских ВИА, несмотря на то, что просуществовал  так недолго.


ВИА "Живая вода" (http://sssrviapesni.info/zhivvoda.html)

Ансамбль был образован в 1977 году в Черновицкой филармонии. Руководилем коллектива стал ветеран львовского биг-бита Юрий Шарифов (экс-"Электрон"), и, являясь дублером "Смерички", долгое время ВИА звезд с неба не хватал. 

"Звездный час" наступил в 1983 году - тогда к руководству филармонии Лев Дуткивський. Ему понравился голосистый солист ансамбля Иво Бобул и он написал для него четыре песни - миньонс ними был оперативно издан фирмой "Мелодия". Через год "Живая вода" записала свой первый и последний супер-хит - песню Шарифова "Бирюзовое колечко". В том же 1984 году часть группы перебралась в Тернопольскую филармонию, а некоторые, во главе с недавно присоединившимся к группе Александром Серовым, отправились дальше, в Россию. 

Крупнейшим, в дальнейшем, достижением Шарифова был запись пластинки с московским певцом Игорем Сарухановым в 1989 году. Новый состав "Живой воды" смог напомнить о себе только через 10 лет - благодаря песням своего нового лидера, автора-исполнителя Иво Красовского (второе место фестиваля "Судьба-94"). 


ВИА "Вiзерунки шляхiв" (http://sssrviapesni.info/vizerunki.html)

Вокально-инструментальный ансамбль "Візерунки шляхів" (в переводе на русский - "Узоры путей" или "Узоры дорог") был создан в 1974 году в г. Киеве Тарасом Петриненко и музыкантами из его предыдущих групп "Эней" и "Дзвоны". В те советские времена профессиональный ВИА не мог быть самостоятельным, а должен был принадлежать к какой-либо инстанции. Формально "Візерунки шляхів" принадлежали Киевпассавтотрансу от Минавтотранса УССР. Отсюда и соответствующее название. Формально художественным руководителем был В. Ярлыков. Музыкальным руководителем был Тарас Петриненко - певец, композитор, музыкант и поэт, сын известной украинской оперной певицы Дианы Петриненко. 

В 1976 году вышла в свет единственная пластинка ансамбля. Репертуар должен был отвечать советским канонам, поэтому песни первой стороны диска несли идеологическую нагрузку.

Вторая часть пластинки также обуславливалась, но свободы творчества было больше, можно было использовать авторскую песню и украинские народные песни, с чем "Візерунки" прекрасно справились. 

В 1976 году ВИА "Візерунки шляхів" были приняты в "Укрконцерт", где ансамбль под новым названием "Гроно" просуществовал еще год. Тараса Петриненко призвали в армию, после чего коллектив распался. 

В 1986 году Петриненко вместе с гитаристом Игорем Шабловским и певицей Татьяной Горобец возрождает "Гроно". Сначала репертуар состоял из песен ансамбля "Красные маки", в котором до этого работал Петриненко, но потом появились "Україна", "Пісня про пісню", и довольно быстро "Гроно" стал лидером украинской песни. Несколько политизированый, растиражированный лейблом "Кобза" альбом 1989 года "Я профессиональный раб", кажется, вовсе не имел недостатков. Интересно, что все считали "Гроно" поп-группой, хотя весь альбом аранжирован в стиле прогрессив-рок. В 1991 году Петриненко начал запись на студии "Аудио Украина" альбома "Господи, помилуй нас", который был завершен лишь через два года. Причиной тому развал группы "Гроно" - однажды аккомпанирующие музыканты просто не вернулись из зарубежных гастролей. Но это не отразилось на качестве альбома - по итогам 1993 года он был признан лучшим в Украине. 


ВИА "Ватра" (http://sssrviapesni.info/vatra.html)

Ансамбль был создан композитором и исполнителем Михаилом Мануляком в 1971 г. при Львовской филармонии. Репертуар ансамбля состоял почти исключительно из авторских украиноязычных песен и современных обработок украинских народных песен. 

Основным стилевым направлением были джаз-рок и фолк-джаз-рок . ВИА "Ватра" принадлежала к пионерам джаз-рока на украинских землях. После триумфальных гастролей почти по всему Советскому Союзу (в 1971 г.) М.Мануляка отстраняют от руководства ВИА "Ватра" и освобождают от филармонии. После него группу возглавил Богдан Кудла, который пытался сохранить имидж ансамбля, созданный Михаилом Мануляком.

Управляемая Богданом Кудлой "Ватра", наряду с традиционным для того времени национальным ВИА-репертуаром, довольно удачно экспериментировала. Да и сама пластинка стала своеобразной рекордсменкой среди записанных на "Мелодии" украинскими исполнителями - маленькими тиражами она перепечатывалась еще почти 15 лет. 

После распада коллектива Богдана Кудлы в 1977 году в филармонию пригласили, созданный за год до этого Иваном Поповичем и Виктором Морозовым, ВИА "Ровесник". Но через два года почти весь состав "Ватры" перебрался в Черновцы в "Смеричку", Попович в Ужгород, а лучший трубач Украины Владимир Копоть отправился в Киев. А филармония снова пригласила к себе самодеятельный ВИА, на этот раз созданые Романом Левицким в 1977 году в ДК автобусного завода "Ритмы Карпат". Руководителем новой "Ватры" стал композитор Игорь Билозир, основными вокалистами Оксана Билозир, Марьян Шуневич и Игорь Богдан. В стартовом составе играли клавишник Зиновий Левковский, барабанщик Юрий Кедринский, гитарист Андрей Береза, скрипач Ростислав Штынь, саксофонист Алексей Сердюк. 

От первого миньона 1981-го года и до второго 85-го популярность "Ватры" быстро росла. Ансамбль гастролирует в Средней Азии и на Дальнем Востоке, Москве и БАМе, Польше, Венгрии, Германии, впоследствии дважды в Афганистане, Канаде, США. Не говоря о том, как тепло принимали львовян в крупных городах, городках и поселках Украины. 

ВИА "Ватра" и в дальнейшем входила в состав одноименного музыкально-художественного центра "Ватра", руководство которым перешло к Ольге Билозир. 


ВИА "Краяны" (http://sssrviapesni.info/krayany.html)

Созданный при Полтавской областной филармонии вокально-инструментальный ансамбль "Краяны" (в переводе на русский - "Земляки") появился на эстраде в начале 1974 года. 

Основу репертуара ансамбля составили эстрадные обработки украинских народных песен. Многоголосое пение, использование полифонии и современное инструментальное сопровождение делали его звучание колоритным и неповторимым, а выступления "Краян" стали весьма желанными не только среди украинской публики, но и на территории всего Советского Союза. В августе 1975 года "Краяне" впервые выезжают на гастроли в Чехословакию. 

В этом же году "Краяны" знакомятся с будущим руководителем группы Анатолием Пащенко. Это произошло во время гастролей в городе Горький, где Анатолий учился в консерватории. В начале 1976-го он приезжает в Полтаву на прослушивание, репетирует несколько сольных номеров программы выступлений и договаривается о направлении его в Полтавскую филармонию после получения диплома консерватории. 

Летом 1976 г. происходит изменение состава "Краян". Ансамбль покидает его лидер и руководитель Владимир Линьков и переходит в "Червону руту" Софии Ротару. Анатолий Каляников выезжает в Кривой Рог, а Николай Явир с Александром Сиренко устраиваются в ресторан "Театральный". "Краяне" же пополняются гитаристом из Иваново Александром Лебедем, а с Сахалина возвращается в родную Полтаву Марк Айзикович, который становится солистом ансамбля. Приезжает в Полтаву также и Анатолий Пащенко, которого назначают художественным руководителем, он берет в руки бас-гитару и даже работает солистом. 

Вот в таком составе "Краяны" существуют до конца 1977 года, приобретая все больше и больше своих сторонников. Успешное выступление в Москве приносит ансамблю славу и приглашение к сотрудничеству с композитором Максимом Дунаевским. Но именно это и стало причиной конфликта музыкантов с руководством филармонии и раскола коллектива. 

Анатолий Пащенко набрал новых музыкантов и продолжил работу. На первый план Пащенко поставил профессионализм. Первой песней, которую он предложил сыграть коллективу, была "Туман яром" в непревзойденной авторской обработке. Собственно она и определила весь дальнейший стиль ансамбля. Это была первая песня, где использовались голоса птиц, звуки природы - настоящий шедевр. Обработки народных песен получались столь впечатляющими, что не оставляли равнодушными никого. 

Анатолий был амбициозным организатором и хорошо понимал, что только через участие в конкурсах можно получить популярность. Сразу же включился в эту работу, и на каких бы фестивалях "Краяне" не выступали, отовсюду привозили звание лауреатов. Даже на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, где выполняли "Туман яром", жюри сказало о "Краянах", что впервые слышат по-настоящему украинский коллектив. И с первого конкурса "Песенный вернисаж" в Киеве "Краяны" привезли звание лауреатов, потом они становились его лауреатами еще одиннадцать раз, и до сих пор этот своеобразный рекорд никто из музыкантов не побил. 

С 1978 года у "Краян" новый состав. В 1981-м - новые изменения и состав приобретает следующий вид: клавишник Николай Кущ, гитарист Игорь Золотарев, клавишник Игорь Засульский, скрипачка Ирина Цыбульник, трубач и флейтист Юрий Гусев, гитарист Андрей Бабич, ударник Сергей Ракецкий, басист Анатолий Пащенко. Все, кроме Гусева и Пащенко - полтавчане. 

Зимой 1982 эти "Краяны" записывают на фирме "Мелодия" свой первый гибкий диск-миньон, куда входят песни: "Что тебе подарить?", "За літами", "Роксолана", "Стожари". А весной - съемки в музыкальном фильме "Улыбки Нечипоровки" и презентационных роликах (клипах) с другими песнями, в том числе "Что тебя подарить?". К концу этого же года состав "Краян" вновь меняется и начинается поиск новых музыкантов. Наконец филармония приглашает из Николаева сыгранную группу "Галактика", которую одевают в форму "Краян". Но и этим музыкантам не суждено долго быть в Полтаве. 

Следующий период "Краян" связан с постепенной заменой этих музыкантов музыкантами из Днепропетровска. Сначала в ансамбль попадают саксофонист и флейтист Сергей Прокопишин, клавишник Игорь Рыбальченко и гитарист Владимир Колесник, а где-то с 1985 года, когда коллектив оставили М. Жовницкий, Ю. Нечаев и С. Василишин, в "Краянах" играют басист Игорь Семендяев и барабанщик Андрей Новинский. 

Записанный в 1985 году диск-гигант "Краян" "Что тебе подарить" с русскоязычными шлягерами не смог составить конкуренцию московским китам этого жанра, которые уже овладели новыми стилями и аппаратурой. Лучшая судьба у второго гиганта под названием "Украинский сувенир" - две фольклорные нон-стоп-диско сюиты и супер-хит "Чого квіти не в'януть" вывели "Краян" в лидеры украинской поп-музыки. В 1987 году "Краяне" стали дипломантами Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Но настало время перемен - "Краяне" тоже начали осваивать новые модные стили, в частности - хард-н-хэви (песни "Ночной мотоциклист" , "Ты делаешь деньги"), но после очередных изменений в составе вернулись к традиционному ВИА-жанру.

Коллектив переживал разные времена, в середине 2000-х годов был вынужден уйти из филармонии и даже отстаивать право на свое имя. Когда в филармонии при новом руководстве создали группу и назвали ее "Краяны", участники группы стали юридически защищать свое право называться "Краянами". Благодаря вмешательству Антимонопольного комитета, "Краяны-2" прекратили свое существование, а Полтавская филармония была оштрафована. 


ВИА "Водограй" (http://sssrviapesni.info/vodogray.html)

ВИА "Водограй" был создан в Днепропетровской филармонии в 1974 году, основу его составили опытные джазовые музыканты из биг-бэнда Владимира Марховского - саксофонист Александр Шаповал, клавишник Олег Косько, барабанщик Анатолий Гуров, басист Александр Ищук, а солистами стали Людмила Артеменко (экс-"Смеричка") и Виктор Шпортько.

Довольно быстро ансамбль добился признания - эстрадный композитор №1 в СССР Давид Тухманов доверил "Водограю" запись музыки к телефильму "Дорогой мальчик", а в 1976 году музыканты уже записали дебютный диск-гигант. Пластинка получилась весьма эклектичной - патриотика и традиционная (не шлягерная) эстрада разбавлялась высокопрофессиональными джаз-роковыми обработками народных песен и инструментальными пьесами О.Косько. 

Людмила Артеменко трижды становилась лауреатом второй премии - сначала на конкурсе исполнителей советской песни в Москве в 1977 году, затем дважды подряд на телеконкурсе "С песней по жизни". В 1979 году третье место на этом же конкурсе добыл Виктор Шпортько, после чего был приглашен в киевский мюзик-холла. Его заменил Олег Хоменко - на концертах огромным успехом пользовалась выполняемая им арт-роковая песня О. Шаповала на стихи А.Блока "Девушка пела в церковном хоре" - к сожалению лучшее творение "Водограя" так и не было записано.

В 1979 году новая программа группы была разделена "Мелодией" на три миньоны - самой интересной оказалась пластиночка с джаз-роковым репертуаром. Музыкантам стали надоедать филармонические ВИА-ограничения - первым ушел О.Косько, в 1980 году он создал джаз-роковую группу "Кредо". Через год "Водограй" оставил его основатель - А.Шаповал - он возглавил джаз-оркестр Киевского театра эстрады. Довольно быстро состав ансамбля полностью изменился - осталась только Людмила Артеменко, которая и стала художественным руководителем; впоследствии она была удостоена звания заслуженной артистки Украины. Отсутствие самобытных шлягеров привела к тому, что "Водограй" постепенно терял свою популярность. Дела пошли немного лучше с приходом в 1989 году нового музыкального руководителя Игоря Семендяєва (экс-"Краяне").

В 2005 году лейбл "Астра" выпустил CD "Водограй" - сборник составлен из записей разных лет из архива Александра Шаповала.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded